Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Памятка для педагогов и родителей "Будьте рядом"

Дата: 9 августа 2023 в 10:32, Обновлено 9 августа 2023 в 10:33

Психологический смысл подросткового ухода из жизни — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Что в поведении подростка должно насторожить

    • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам, понижение аппетита.
    • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
    • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
    • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
    • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
    • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

    • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
    • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
    • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
    • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
    • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
    • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
    • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).  

Четыре основные причины ухода из жизни:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение,  что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь».

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом» .

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать».

«Кто же может понять молодежь в наши дни?».

5

«Я совершил ужасный поступок...» .

«Давай сядем и поговорим об этом».

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное».

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

При проведении беседы с подростком, размышляющим об уходе из жизни, рекомендуется:

  • внимательно слушать ребенка, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь ему необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в ребенка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
  • любите своего ребенка, любите его любым и помните, что дети нуждаются в любви больше всего в тот момент, когда меньше всего ее заслуживают.

Научите своих детей одной простой истине – "не существует безвыходных ситуаций. Если что-то сложилось не так как хотелось, то всегда можно это разобрать и сложить заново. На этот случай Вы всегда рядом".

Республиканский телефон доверия

8 (801) 100-16-11 (круглосуточно, бесплатно)

Телефон доверия "Для детей и подростков"

8 (017) 246-03-03 (круглосуточно, бесплатно)

ГУО «Толочинский социально-педагогический центр»

НАШИ    КООРДИНАТЫ: 211092,

Витебская обл., г. Толочин, ул. Ленина, 33 (здание шестилеток)

Тел. 8(02136) 5-07-96,  8(02136) 2-35-30 (приют)

директор Белаш  Наталья Михайловна

педагог социальный  Василевская Татьяна Анатольевна,

педагог-психолог Боханко Юлия Александровна,

педагог социальный Шестак-Королько Юлия Васильевна

Электронный адрес: spc-tolochin.schools.by

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.